АМБАССАДОРЫ SKI-DOO В РОССИИ
Владимир Смола
Город : Петропавловск-Камчатский, Камчатка
Снегоход : SUMMIT X Expert 154 850 E-TEC Turbo
Опыт катания : Более 20 лет
Стиль катания : Фрирайд как открытый стиль из всего и вся
Очень люблю эту снежную тему! Захотел – прыгнул, захотел – в траверсе проехал, увидел какую-нибудь яму – слетел в нее. Увидел пухляк – нырнул в пухляк. Увидел обрыв – прыгнул с обрыва. Люблю многогранное катание. При этом всегда перед тем, как что-то сделать, я несколько раз подумаю, что я собираюсь сделать. И вам советую.
Первые шаги
Вся эта история пошла со школы. У моего отца был русский Буран. Почти у всех тогда в дальних регионах на севере был такой снегоход. Ездили на охоту, на рыбалку именно на технике СССР. Первый запах двухтактного двигателя мне очень понравился. Просил отца покататься, иногда даже угонял! Прям брал под покровом ночи, пока никто не видит, и катался. Мне было 9-10 лет. Завести его один я не мог, всегда со мной был какой-нибудь друг, который помогал. И как только снегоход заводился вокруг меня появлялась куча друзей, подружек. Всех их катал! Когда он застревал, меня полдеревни откапывало и дальше продолжали гонять.
Повзрослел. Учеба была на первом плане. Уже другие дела, заботы. Узнал, что у друзей некоторых появились импортные снегоходы. У одного опробовал Yamaha VK540, и уже потом второй друг для сравнения дал попробовать Ski-Doo Skandic 600, с тогда еще железным капотом, не алюминиевым. И как только я дал газу, дыхание сперло, на спидометре было под 140. После Бурана это была такая скорость, такой адреналин! И я понял, что мне нужен именно снегоход BRP.
Вдохновители
Брет Расмуссен, Крис Буранд, Саен Скиннер – на них я смотрел и учился по их роликам. Первыми моими фильмами были «Slednecks», которые в принципе сделали прорыв в снегоходной культуре. Можно сказать, у меня с них все и началось. Это была бомба! После первого же просмотра сразу завел снегоход, поехал в поля и стал пробовать повторять все, что мог. По ступенькам изучал новое, как-то развивался. Научился прыгать. Записывал на телефон специально какие-то прыжки, траверс, чтобы отрабатывать эти моменты.
Локации
Очень нравится в Сибири кататься. Это и Приисковый, и Шерегеш, где очень крутые места, где инфраструктура очень развита. Многие ручьи будоражат, есть куда заехать, а потом по полдня выезжать, например. Мне это нравится. Был в Хибинах, хотел бы еще в Ергаках оказаться. Говорят, там здорово. Катался в Лапландии со своим другом Юсси Пеннаненом. В Швеции тоже был. Есть планы полететь в Канаду, на Аляску к канадскому другу Коди Макнолти, он прорайдер команды 509, амбассадор BRP. Обещал показать нам классные места!
История в памяти
Поехали однажды с друзьями на снегоходах на дискотеку в соседнюю деревню. Я среди них был, как папа, как наставник. Само собой, это было ночью. Ребята свое отплясали, оттанцевали, мы поехали обратно и попали в очень лютую пургу. Снег настолько шел быстро такими хлопьями, такой массы, что я в жизни не видел такого снегопада. Я пробивал дорогу, друзей направлял. Было тяжело. Потом, как прорвались до долины, обнаружилось, что одного человека нет. Всю ночь в горах в этот лютый пухляк искал я его до 9 утра. И каким-то чудом нашел. Чувство такое было, что сейчас заплачу от радости. Когда с него снял шлем, друг сам реально плакал. Он уже начал замерзать и чуть ли не попрощался с жизнью. Утром уже с улыбкой вспоминали эту историю.
Совет новичкам
Самое главное в этом деле – нужно слушать не свое сердце, а опытных людей, которые уже что-то видели, чего-то добились и которые могут дать правильный совет. Еще нужно не только их слушать, но и понимать, что они говорят.
Еще с начала нужно пройти обучение какое-нибудь, а лучше школу. Если друзья хорошо катаются, нужно к ним обратиться, чтобы тебе не только показали что-либо, но и обучили этому. Так и опыт быстрее придет. Человек без опыта впитывает новую информацию, как губка воду. Его не нужно переучивать, ведь он изначально делает все так, как положено. Поэтому если вы решили кататься на снегоходе, пройдите обучающие курсы. На них вам многое расскажут. Самому двигаться вперед тяжело и долго.
Совет всем райдерам
В горах нужно уважать друг друга. Горы ошибок не прощают. Нужно любить свое дело и относитесь к людям хорошо вне зависимости от статуса. Я, например, еду, вижу, что новичок какой-то застрял. Я спокойно остановлюсь, даже если его не знаю, помогу, скажу, как лучше в следующий раз поступить. Шлем даже не спускаю. Есть некоторые ребята, сам видел, как они просто мимо едут, говорят, как надо было ехать, как не надо было. Зачем это все? Потом ко мне подъезжает тот же парень, спрашивает: «Это ты мне помог тогда?» Я говорю, что нет, но я-то знаю, что это был я (смеется). Всегда нужно оставаться человеком в горах.
Когда выяснилось, какой это кайф – когда по пухляку на снегоходе в гору дубасишь и что это реально, пришло понимание, что горные лыжи вообще не нужны. Зачем тебе ехать только вниз, когда ты можешь в кайф ехать и вверх, и вниз, и влево, и вправо. Когда получаешь свободу, ограниченную только количеством бензина и световым днем. С тех пор жизнь полностью переменилась. «Белый наркотик» сместил все приоритеты.
Первые шаги
Довольно долго в юношестве катался на горных лыжах, и постепенно это увлечение перетекло в формат катания по открытым горам. И начался известный всем лыжникам и сноубордистам поиск «пухляка» – мягкого свежего снега.
Так я попал в Приисковый. Там этого пухляка по шею чуть ли не всю зиму. Но было серьезное препятствие – подъем в гору. Тут я и начал думать о приобретении снегохода, какого-нибудь «утиля», но совершенно случайно наткнулся на видео, где ребята с запада гоняли на «горниках» (я еще тогда не знал, что это горники) и спокойно заезжали в углы под 50 градусов. На тот момент была возможность, и мы с супругой купили горный снегоход (она тоже каталась) и поехали в Приисковый. Как-то стал с ним разбираться самостоятельно, плюс ребята помогали, с которыми пересекался. Освоив технику контрруления, поняв, что на газ нужно нажимать полностью и не очковать, снегоход начал поддаваться моим желаниям и ехать в нужном направлении.
Вдохновители
Все смотрели на Криса Буранда и Бреда Расмуссена. Эти парни из Америки безумно популяризировали горное катание. Показали всему миру, что можно делать на снегоходной технике.
У нас это был Саша Эркин. До сих пор на него смотрю и вдохновляюсь от того, как он прыгает, летает бесстрашно. Когда я начинал, он был просто легенда! Отец и бог! Человек, на которого приезжали смотреть все то, что ты видел в Youtube в Америке. Такие же вещи он вытворял на склоне.
Локации
Я домосед. Терпеть не могу куда-то выезжать. Когда ты зимой живешь в Приисковом и тебе нужно куда-то поехать, начинаешь считать: «Ага, я вот на дорогу в одну сторону потрачу 2 дня. То есть мне всего нужно 4 дня сезона вытянуть на туда и обратно». А у нас тут превосходный снег, превосходные горы, 10 ручьев стоят не испиленных. Зачем мне куда-то ехать, когда вот оно все здесь? Поэтому я практически нигде не был. Катался в Шерегеше, в Ергаках. Ну и в начале своего пути катались под Красноярском. Вот, собственно, и вся моя география. Может быть в этом году отправимся на Мамай показывать мастер-класс местным парням.
История в памяти
Самая запоминающаяся и эмоциональная была в 2017 году, когда мы спасли парня, который потерялся. Более 100 человек было задействовано в его поисках. Информации было минимум, на связь он не выходил. Искали его почти две ночи и световой день. В голове было осознание того, что человек больше суток без костра, на улице -18, почти -20 градусов, ни еды, ни тепла, и человек уже на грани находится. Первый раз тогда себя поймал на мысли, что жизнь человека зависит только от тебя. А ты абсолютно бессилен и стоишь в полной темноте в тайге среди гор. Мы его нашли. Но это было настолько случайное событие, сродни джек-поту в лотерее! Наверное, похожие ощущения, но более яркие.
Совет новичкам
Первое – нужно, чтобы вы загорелись этой историей. Она сопряжена с большим количеством трудностей, и нужно быть достаточно упертым и терпеливым, чтобы все эти невзгоды вытерпеть. К этому нужно относиться, как к вызову стихии, природы. Ошибка многих заключается в том, что они едут на горный снегоход, как на аттракцион. А ехать кататься на горном снегоходе нужно, как на экспедицию на Эльбрус. И человек должен быть заряжен на проверку себя, своей психологической устойчивости и кайф получается именно от преодоления трудностей. Если человек заряжен только на получение удовольствия, то его ждет большое разочарование. Это не машинка, на которую вы сядете, вас повезут по красивым местам, и вы будете весь день улыбаться.
Совет всем райдерам
Могу посоветовать всем тратить время на то, чтобы добираться до кайфовых мест катания. Горный снегоход без правильного снега, без правильного рельефа – штука совершенно скучная. Это как серфинг. Вы же не будете заниматься серфингом в соседней речке рядом с дачей. Вам придется поехать в классное место, где есть классная волна. Многие экстремальные виды спорта, в том числе снегоходный, требуют правильную локацию. Нужно это понимать и ехать кататься в правильное место.
И у вас обязательно должен быть человек, у которого вы учитесь, чтобы не топтаться на месте. Я горному снегоходу учился практически сам по себе, сейчас триальному мотоциклу учусь сам по себе и скажу прямо – это очень тяжело. Нужно быть очень упертом, чтобы не забросить эту историю. Поэтому либо находите себе напарника, либо обращайтесь в школу. Как показывает практика, люди, попавшие в хорошую школу, никогда об этом не жалеют и уезжают с просветленной улыбкой, научившись базовым вещам и открыв себе то море удовольствия, которое горный снегоход из себя представляет.
Город : Пермь
Снегоход : SUMMIT X Expert 154 850 E-TEC Turbo
Опыт катания : Более 20 лет
Стиль катания : Фрирайд, объединяющий все стили
Просто вдумайся. Ты. Снегоход. Ужасно дикий подъем. Вокруг много снега. Солнца. Просто летишь и чувствуешь такую свободу… Рев турбомотора, бескрайние снежные просторы, черные птицы в небе… Максимальное единение с природой.
Первые шаги
Во второй половине 90-х годов я впервые оказался на тестах снегоходов в Перми, где, собственно, с ними и познакомился. Помню, отец гнал по взлетной полосе на Ski-Doo Formula 3 фиолетового цвета с желтыми роликами так, что положил стрелку спидометра, оставляя за собой мощнейший шлейф, как за спортивной лодкой. Это произвело на меня огромное впечатление! Стоит пацан 11-и лет и видит, как несется снегоход, которым пилотирует его отец. Там же мне удалось покататься на снегоходе Ski-Doo Mini Z. В тот день мы и познакомились с техникой «Bombardier».
После, отец купил в семью утилитарный снегоход Ski-Doo Skandic 550 F, и на нем я уже сделал свои самостоятельные метры. Эта тема была интересной, хоть и давалась тяжело. А когда начал более-менее овладевать техникой катания, когда начал заезжать туда, куда хотел – снегоход стал как наркотик.
Вдохновители
Я, можно сказать, вырос на фильмах суперкрутых ребят из Соединённых Штатов и Канады. Банда «Thunderstruck» скидывала тизеры в ютуб – я смотрел на них завороженными глазами и буквально подчеркивал для себя их стиль катания. Мы ведь раньше учились всему сами. Я смотрел также и «Boondockers», и «Schooled», и «Ruff Riders» и многих других топов, которых могу долго перечислять. Среди них есть ряд любимых райдеров. Это Дэн Тридуэй, Келли Йохансен, Джефф Кайл, Бред Стори и Дэн Давидов. Любимый фильм «Slednecks 12», а именно part 5, где Джефф Кайл и Дэн Тридуэй безумно повлияли на меня и мой стиль катания. Пересматриваю его каждый сезон.
Локации
С 2011 года мне удалось побывать практически на всей территории нашей необъятной Родины от Кольского полуострова до Байкала. Это и горы Кваркуша, и Хамар-Дабан с его уникальным местом Мамай. Южная сторона катания – Лагонаки и Архыз. Также Ергаки, Приисковый, Шерегеш, Хибины –один из старейших горных массивов в мире. Каждая локация по-своему уникальна: по количеству снега, по частоте его обновления, по ландшафту, по погоде и т.д. Везде кайфово! Главное, чтобы была правильная компания, это залог успеха.
Есть цель побывать в ряде популярных российских мест катания: Камчатка, Сахалин, Курильские острова. Затем, конечно же, хотелось бы расширить свою географию за рубежом: Япония, Скандинавские страны, Северная Америка, Британская Колумбия в Канаде и обязательно Аляска. На десерт было бы здорово отправить летом в Чили.
Мир – большая игровая площадка. Места катания – колоссальное количество. Все зависит от ваших возможностей и желания.
История в памяти
Моя первая серьезная победа – подъем на гору Фишт в 2012 году в Лагонаки. Там я забрался на высоту (2640 метров), на которую максимально можно было забраться на снегоходе. Раз 20 я пытался это сделать, у меня не получалось и помогла поддержка товарищей, а именно моего друга Сергея Фомы. Даже есть запись, как я заехал, и как кричал от радости и эмоций. Для меня это супер-история о том, как я смог побороть свой страх и заехать на вершину. Тогда это были мои первые серьезные горы.
Еще однажды поймал лису на снегоходе руками. Поравнялся с ней и поймал за подмышку. Забавная история!
Было много забавных встреч с животными во время катания на снегоходе. Однажды даже удалось поймать лису за подмышку. Вообще, если рассуждать, вся моя снегоходная жизнь – одна большая история, состоящая из маленьких. А их за 20-летний опыт накопилось бесчисленное множество.
Совет новичкам
Важно правильно сделать первый шаг. Найдите подходящую для себя школу и пройдите там обучение! Сейчас много толковых инструкторов, которые обучат вас азам катания на снегоходе. Каждый раз новичкам пытаюсь донести, что не надо тратить кучу времени и нервов на самообучение. Это чревато травмами и потерей ваших драгоценных дней катания. Придите в школу! Вам дадут базовый курс: поставят технику, расскажут о лавинной безопасности, о лавинном снаряжении, которым научат пользоваться, дадут всю необходимую информацию об устройстве снегоходов и их механике работы, как к нему подходить и что с ним делать.
Очень приятно, что в данный момент проявляется большой интерес к этому виду активного отдыха. За прошлый сезон мне довелось поделиться своим опытом с 200-и людей. Рад, что наша культура катания в России неумолимо движется вперед и развивается.
Совет всем райдерам
Всегда всем своим ребятам, ученикам и друзьям, с кем просто катаюсь, говорю – уходя в горы, всегда с собой берите голову. Это главный инструмент, который позволит вам оставаться хладнокровным, расчётливым и принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Несмотря на наплыв эмоций и адреналина, вы должны принимать четкие и правильные решения. Всегда думайте, что вы делаете и помните, что у нашего увлечения есть обратная сторона и она, к сожалению, не радужная. Всегда важно оставаться трезвым и не поддаваться ощущениям вседозволенности.
Алексей Новиков
Город : Санкт-Петербург
Снегоход : SUMMIT X Expert 154 850 E-TEC
Опыт катания : 10 лет
Стиль катания : Техничная езда в сложных местах
У меня цель что-то после себя оставить, донести до людей добро. Чтобы они что-то полезное для себя вынесли. Чтобы они сказали: «Хм, я этого не знал. Спасибо!». У меня цель не денег заработать, это все вторично. Цель что-то после себя оставить. Я во благо этой цели почти каждый день сезона снимаю видео, трачу все свободное время на монтаж и даже книгу написал. Ну, и самое главное – я кайфую от этого.
Первые шаги
На снегоходе я с детства. Первым был Буран. Я жил в деревне, в глухой сибирской тайге. Спустя время уехал жить и учиться в Красноярск и со снегоходами на какое-то время завязал.
В начале нулевых увлекался сноубордом. Часто катались в Приисковом, приходилось пешком добираться до горы, а это 6-7 км. Взбирались на нее и, соответственно, совершали спуск. Было весело, но в какой-то момент я понял, что мне нужен снегоход. Как раз в то время появились мощные, легкие горные снегоходы, позволяющие кататься в горах. Начал искать информацию, нашел людей кто уже катается на горных снегоходах в Красноярске, познакомился с ними, и начал копить на снегоход. Денег тогда еще было недостаточно, поэтому первый «горник» купил только в 2011 году. Начал кататься и прогрессировать.
Вдохновители
Мы все в то время смотрели на западных звезд. Это и Брет Расмуссен, как его еще зовут «Профессор», Крис Буранд, Дэн Адамс. Мы все жадно смотрели каждый кадр таких фильмов, как «Slednecks» и «Schooled». Все записывали, разбирали, пробовали пока не получалось, где-то что-то корректировали. Вдохновлялись и учились у них потому, что культура западная была уже достаточно давно развита и было чему поучиться.
Локации
Катаюсь в таких местах, как Приисковый, Ергаки, Шерегеш. Бывал на Кольском полуострове в Хибинах. В России – все. За рубежом – заповедник Уэст-Йеллоустоун в штатах в 2017 году в качестве журналиста журнала RedSleds. Там очень красивые локации. Пообщался там с Бретом Расмуссеном, побывал на его ранчо, посмотрел всю его инфраструктуру. Со многими там покатался, в том числе с инженерами, принимавшими участие в разработке снегоходов. Опыт был колоссальный!
Лучшее место катания, по моему мнению – это Приисковый. Это уникальное место: первое – очень разнообразный рельеф, подходящий для абсолютно любого уровня подготовки райдера, второе – снег, его в Приисковом больше чем где-либо. В этом году планирую посетить Камчатку! Камчатка – это вообще моя мечта. Буду к ней двигаться!
История в памяти
На всю жизнь запомнил то, как меня придавило снегоходом. В декабре, 7 числа, я традиционно праздную свой второй день рождения. Это был стандартный обычный день. Катался в свое удовольствие и тренировался. Вечерело. Попили чайку. Решил напоследок сделать связку сложных элементов. Сделал раз, начал делать два и… не смог «докрутить» снегоход. Просто не хватило физических сил. Организм был истощен под конец дня. Не хватило сил даже выпрыгнуть из него. В итоге он придавливает меня таким образом, что я оказываюсь под ним. Гусеница сверху на мне. Снегоход все это время работает и зажимает газ. Гусеница раскручивается на всей скорости и пилит мне по шлему. Я начинаю шевелиться – снегоход опускается еще ниже на меня. На моём YouTube канале есть видео этого момента. Я лежу и понимаю, что это конец. Вспомнил родных и близких… Минуты полторы пролежал под ним. В итоге товарищи успели за минуту по пухляку взобраться на гору и заглушить снегоход. Все закончилось хорошо. Отделался я лишь ушибом ребер и руки. На следующий день уже катался. Сделал выводы, естественно.
Совет новичкам
Если у Вас нет опыта управления горным снегоходом, то первое, что нужно сделать – это пройти обучение в снегоходной школе.
Второе. Катайтесь с райдерами выше уровнем, это даст колоссальный прогресс.
Третье. Никогда нельзя кататься одному. Первое, что нужно сделать – это найти друзей, единомышленников, с которыми будете кататься. Это безопасно. Один ты можешь себя не спасти. Нужно всегда друг за другом смотреть.
Совет всем райдерам
Профессиональным райдерам у меня совет один: кататься, кататься и как можно больше. Соответственно, только так и можно прогрессировать. И ставить перед собой цели. Только когда есть цель, ты получаешь эмоции.
И ребята! Будьте дружелюбнее! Только так мы сможем вместе принести максимальную пользу нашей сфере. Должно быть чувство локтя.
Город : Елизово, Камчатка
Снегоход : SUMMIT X Expert 154 850 E-TEC Turbo
Опыт катания : 7 лет
Стиль катания : Аккуратный и техничный. Бундокинг + прыжки
Любимая работа – она и в Африке любимая работа. В 6 утра подъем. Выпиваешь литр воды. Дальше – йога, растяжка, контрастный душ, завтрак. Теория и практика лавинной безопасности. Выход на маршрут. По возвращению снова растяжка, баня, ужин, спать. И по-новой!
Первые шаги
Как-то в детстве мне попались на глаза американские фильмы «Slednecks», где на старых, жестких снегоходах, не то что бы ездили – прыгали! Я смотрел и думал: «Никогда, никогда не сяду на снегоход и никогда не буду кататься»! У меня был велосипед, и его хватало. Да и отец, у которого был снегоход как стандартный способ передвижения на Камчатке, всячески пробовал меня усадить на него. Я отказывался.
Прошло много лет. В итоге и окружающая среда, и отец, и страсть к адреналину поспособствовали тому, что в 25 лет я купил красно-белый снегоход Ski-Doo Summit XM 163 2014 года. Он позволял быть там, где я хотел. Камчатка открылась с новой стороны! Так понравилось, что ушел в это дело взахлеб и катался чуть ли не каждый день. Плюс компания «снегобратьев» была потрясающая. А это важный момент. Ты никогда не будешь кататься, если ты будешь один в этой теме. Когда вас хотя бы горстка ребят, истинных ребят, которые верят в это дело и всей душой им болеют, они заряжают тебя на максимум!
Вдохновители
Запад такой, что его догонять и догонять! Всегда нравились шведы Андреас Бергмарк, Понтус Лундмарк. Потом есть много американских имен, некая старая американская гвардия, истинные отцы катания на снегоходах. Можно долго их перечислять. Из российских очень нравятся такие райдеры, как Владимир Смола, Эд Кедринский. Прям смотрю на них и ловлю вдохновение. К тому же могу добавить, что сейчас много молодых ребят быстро развиваются, приятно за ними наблюдать.
Локации
Из-за отдаленности своего родного края (г.Елизово, Петропавловск-Камчатский) мало где был. И все же катался в Сочи, Архызе, Шерегеше, Приисковом. Надеюсь и планирую увеличить географию своих точек катания!
История в памяти
Однажды открывали сезон на Камчатке. К вечеру, когда силы уже были на исходе, один парень предложил спуститься покататься вниз в кулуар, а потом еще ниже на дорогу и домой. Начали спускаться, покатались там вроде нормально. Стали еще ниже спускаться, а выезда на дорогу нет. Обрыв! Посмотрели друг на друга и поняли, что настал тот самый незапланированный экстрим. С собой не было ни инструментов, ни воды, ничего не было, как и сил. Нас было четверо, следовательно – четыре снегохода. Поднимали их на руках. Кое-как дошли. И если бы мы друг друга не поддерживали так, как поддерживали там, мы, наверное, там бы и остались. У меня настолько сильного чувства единения не было никогда. Домой вернулись ночью без сил. Молча обнялись и пошли отдыхать. Все понимали, что могли реально там остаться и могло произойти все что угодно. После этого каждый сделал для себя выводы. Стали в будущем брать с собой и инструменты, и воду, и горелку, и еду. Просто-напросто чтобы смогли в случае чего выжить.
Совет всем райдерам, в том числе новичкам
Надевайте всегда защиту! Даже если вы катаетесь возле дома. Снегоход – это та техника, которая является небезопасной. Не пренебрегайте защитой и всегда думайте над тем, что вы делаете. И всегда старайтесь контролировать свой адреналин, потому что он, на ряду с упадком сил, зачастую приводит к травмам. Мы (инструктора) сами можем почудить, но всегда отдаем себе отчет в том, что мы делаем и не лезем на рожон. В целом, неважно какой спорт – здраво оценивайте обстановку везде, общайтесь с инструктором или тренером. Если он вам нравится, если вы видите, что он подкован в сфере, что он грамотен – вы можете ему довериться.